«Майданс 2»: капитан команды Киева рассказал о победе
Второй сезон «Майдан`s» закончился, но страсти вокруг проекта не утихают: и зрители, и журналисты продолжают писать, что победа команды Киева была незаслуженной – мол, Попов постарался, и вообще. Аргументация, конечно, не совсем убедительная, но раз вопрос висит в воздухе, на него нужно кому-то отвечать. Хореограф победившей команды рассказал как пришел к победе.
- Андрис, какие впечатления от шоу?
- Любой большой проект – это безумный опыт. Так что впечатления позитивные.
- Что, даже конкуренции не чувствовали?
- Как рыбак рыбака видит издалека, так и у нас есть профессиональное выражение: препод преподу глаз не выколет.
Такие слова я могу сказать про Лешу Калачева (сборная Крыма), Тоня и Денис Христюки (Черновцы) и Амадор (Харьков) – этих людей я бы назвал хореографами на уровне. А остальные – молодые, амбициозные, в них все кипит… До начала сезона у меня были другие «фавориты» — Алиса Зайцева и Руслан Махов – я рассчитывал, что они станут моими конкурентами. Но вышло иначе. И потом, находясь на эфирах и наблюдая за поведением команд, ты сразу видишь, насколько эта конкуренция здоровая: есть ребята, которые после финала подходят и абсолютно искренне тебя поздравляют, улыбаются, аплодируют, а есть хамы, которые ведут себя соответственно. И я считаю, что это – проблема хореографа, потому что рыба гниет с головы. Значит, не достаточно подготовил к здоровому соревнованию. «Майдан`s», в конце концов, это огромный праздник. И его так и нужно воспринимать, а не как конкуренцию или соревнование, иначе мы не объединим страну.
- Вы действительно верите в то, что проект может объединить? Вышло ведь наоборот: все переругались и до сих пор пишут, что победа Киева была заранее предрешена…
- В основном это, конечно, идет от Запорожья: люди, почему-то быстро все забывают. Я тут сделал банальное – посчитал суммарное количество баллов за все эфиры: даже в этом случае на втором месте был бы Крым, а Запорожье — далеко позади. Но ты же не объяснишь этого людям? Мы искренне делали свою работу, наполняя каждый номер любовью и не перенося свои личные проблемы и амбиции на сцену. И, соответственно, на форумы. Ну и, в конце концов, кто обычно тусуется на форумах? Бездельники, которые в жизни ничего не сделали и не сделают. И кто чувствует, что пишет безнаказанно. А ты приди и скажи мне это в глаза… Уверен, что в прошлом году та же история была с Кировоградом. Мы присутствовали на финальном эфире первого сезона, я лично болел за Харьков и, думаю, если бы был юным и глупым, то на форуме, наверное, тоже бы писал всякие гадости о том, что Кировоград нечестно получил первое место.
- То есть, вам все равно, что люди говорят.
- Нет, я все это воспринял очень болезненно.
- Почему? Вы же знали, что честно сделали свою работу?
- Честно. Но меня беспокоило, что мы не успели как следует подготовиться: у Харькова перед финалом было три недели, у Крыма – две, а у нас – всего неделя, что очень мало для постановки двух номеров. Я – перфекционист, и хотел, чтобы все быть отточено, синхронно, эмоционально. Эмоционально было, но на фоне этой эмоции они слегка потеряли в технике. Не знаю, почему организаторы убрали баттл хореографов: я очень ждал этого момента – хотел компенсировать недобранные баллы.
- А кто придумал потратить деньги на площадку для экстремального отдыха?
- Идея разрабатывалась руководством проекта и госадминистрацией. А команда как таковая к этому отношения не имеет.
- А на что бы лично вы потратили эти деньги?
- Я работаю в одной благотворительной организации, которая, организовывая творческие фестивали для детей, и пришла к выводу, что гораздо важнее проводить семинары и мастер-классы для педагогов. Потому что именно эти люди занимаются с детьми и часто свою собственную несостоятельность вымещают на них. Поэтому я бы точно нашел применение этому миллиону – детдома, детские колонии – сейчас столько дыр, в которые нужно вкладывать. Но в том, что деньги вложат в парк экстремального отдыха, я тоже не вижу ничего плохого. Президент федерации паркура как-то мне рассказывал: мол, прыгаем с ребятами в скверике, а недалеко сидят бабушки, которым это не нравится – им спокойнее, когда молодежь сидит на лавке и пьет пиво. А хочется, чтобы стало по-другому: возможно, часть этих пацанов и девчонок направят энергию в позитивное русло – в спорт.
- Ну а в концепцию номеров руководство шоу вмешивалась?
- Идеи были моими – они лишь периодически требовали доработать нюансы. Но в итоге им удалось навязать мне «Че Гевару», и этот номер давался очень тяжело: за неделю я пересмотрел и перечитал о Че Геваре все, чтобы найти какую-то точечку, отправной пункт.
- Как вам работалось, учитывая, что в жюри сидел ваш педагог?
- Это была очень сложная для нас обоих ситуация: Алла волновалась, чтобы я не упал лицом в грязь, но за эти 8 недель мы ни разу не обсудили концепцию моей работы, мои идеи, подбор музыки – с ее стороны не было никаких подсказок, она приезжала на готовый продукт. Но, конечно, для меня мнение Аллы очень важно, поэтому после каждого эфира я подходил к ней и спрашивал: «Ну что?». И тут уже начинался разбор полетов – каждый номер разбирался по косточкам, до малейших деталей.
- Ну в целом она осталась довольна?
- Очень! Хотя и говорила, что за последние 4 недели я заставил ее изрядно понервничать. Понимаете, в среде хореографов «Тодес» любят далеко не все: балету, на минуточку, 25 лет, и он до сих пор в топе, но относятся к нему все равно предвзято, особенно в Украине. Соответственно, Духова ставит задачу быть лучшими во всем. Поэтому в августе она меня отговаривала от участия в «Майдан`s».
- Почему?
- Боялась, что мы не выиграем.
- Ну а как работалось с Лещенко?
- Знаете… (задумался). Сложно. Потому что развязали конфликт: в первом эфире Лещенко был представлен зрителю моим учеником, тогда он раскритиковал постановку и поставил далеко не высшую оценку, но я сразу хочу отметить, что Лещенко – не мой ученик: он в течение двух лет занимался в нашей студии, работал с разными педагогами, в том числе со мной – год. Это все. И я ни к нему, ни к его гениальному таланту не имею никакого отношения. Но раз идет процесс, я понимаю, что это процесс. Знаете, как у самураев: когда двое не могут между собой договориться, но господин отправляет их на задание, они должны работать сообща, а потом разойтись или сойтись в финальной битве. Так же и здесь: я понимаю, что это процесс, и что у него есть опыт предыдущего сезона. Мне были нужны какие-то подсказки но, к сожалению, от главного хореографа проекта я так и не услышал ни одной нормальной идеи, не увидел желания сотрудничать – все было на уровне «расскажи мне», «покажи мне», «ага», «угу». А перед последним эфиром он не появился ни разу. Я звонил: «Саша, вы мне выбрали Че Гевару – у вас есть какие-то идеи, мысли?». Он говорит: «Подумаю». И в итоге уже на эфире высказал все своими оценками. На мой взгляд, ему было очень трудно – в 22 года такое упало на голову. Генеральские погоны он слишком рано примерил.
- А к остальным он так же относился или только вас игнорировал?
- Я разговаривал с другими хореографами, спрашивал, много ли им Саша помогал? Все говорили, что он почти не появлялся. А главный хореограф проекта обязан быть в курсе всего и, как минимум, делать так, чтобы на сцене появлялся качественный продукт. А не так, что тебе после эфира говорят: «Что это было?»… Я считаю Лещенко очень-очень талантливым танцором, которому, в первую очередь, нужно танцевать, а не заниматься хореографией в глубоком смысле слова – пока что рановато, нужно наработать режиссерский и постановочный опыт.
- А правда, что ученики вас папой называют?
- Правда, это с 2001-го пошло. Я работал педагогом в танцевальном лагере «Тодеса» в Болгарии, куда со всего СНГ на лето съезжались дети – отдыхать и танцевать. И так получилось, что из всей команды я был единственным взрослым мужчиной: замок починить – Андрис, чемоданы погрузить – Андрис, шампанское открыть – тоже Андрис (смеется). А дети – по 12-13 лет, тяжелый возраст: директор лагеря их строила, а ко мне они всегда могли прийти поплакаться, посоветоваться, и с тех пор пошло вот это «папа Андрис». Я, кстати, позавчера получил письмо от девочки, которая тогда в лагере была, сейчас ей лет 19-20. Она зашла ко мне на страницу, увидела все про «Майдан`s» и написала… Это письмо вытащило меня из постпроектной депрессии. У меня была физическая и умственная слабость – ничего делать не можешь, истощение, полная слабость, даже по телефону разговаривать не хотелось. Спасибо жене, которая прекрасно поняла мое состояние и помогала, как могла. И тут я получаю это письмо и поверить не могу, что такой молодой человек пишет такие глубокие вещи.
- Что ж там такого было?
- Она писала, что завидует этим ребятам, потому что знает, как я работаю, всегда иду до последнего, ломлюсь вперед, и что я до сих пор в ее сердце. Я аж воспрянул духом: ну, думаю, значит, все не напрасно, все делается правильно.
- Последние эфиры проходили в тяжелых условиях, как с этим справлялись?
- Ух! Самым жестким был полуфинал – это испытание выпало только на долю четырех команд. Обычно мы собираемся на Крещатике в 8 утра и репетируем: подчищаем рисуночки, отсматриваем, прогоняем построения. А тут – ливень: всем выдали плащи, дети, как бараны, по 3-5 человек сжались и стоят. У меня мегафон не работает, я ношусь между ними, пытаюсь убедить, что нужно работать и сам понимаю, что это бесполезно. Я надел зимние ботинки, кофту, куртку, под кофту еще этот плащ, чтобы вдвойне не промокнуть. А молодежь? Поприходили в кроссовочках! Какая зимняя обувь, о чем вы? В итоге началось: сняли обувь, поменяли носки, полиэтиленовые пакеты на каждую ножку. А что вы смеетесь? Это проверенный способ – пакеты на носки и – в обувь. Шарфы, чаи, но в итоге после полуфинала процентов 20 народу, конечно, вылетело – простудились. Я тоже заболел, но я луженый – отделался высыпанием на губах… И потом, у нас же ткань была: она промокла и стала на 20 кг тяжелее! В финале у Амадора ткань была – она же летала, а у нас народ из последних сил тащил ее, тяжеленную, на себе. А если б она была сухая, то летала бы, и не пришлось бы менять хореографию. И потом, нам на полуфинал сшили не совсем удачные костюмы: не просмотрелся рояль – там же в начале номера клавиши нажимались четко по ладам – у них должны были быть белые спины, а сделали серые и коротенькие. Но самое страшное – дождь и дубачина. Хорошо, хоть вечером не лило, и никто на сцене не убился – а могли же быть глобальные травмы. Я лично по собственному опыту знаю: 6 месяцев проходил на костылях после жесткого перелома – вот так на ровном месте поскользнулся.
- После всех этих мук «Интер» предлагал вам дальнейшее сотрудничество?
- Ой, знаете, я все время тусуюсь на «Интере», но как-то в кулуарах: когда Зеленский был продюсером канала, я был режиссером-постановщиком проектов «23 февраля…» и «8 марта в Большом городе», ставил шоу к 9 мая, а несколько лет назад был постановщиком в шоу «Служебный романс». Естественно, я стараюсь зацепиться за это дело – есть опыт, есть, чем поделиться, но пока что тишина.
Нравится статья? Жми "Мне Нравится" :)